Дебаты об искусственном интеллекте больше вращаются не только вокруг того, на что он способен, но и вокруг того, имеем ли мы право знать. В видеоиграх, где границы между искусством, программированием и автоматизацией быстро стираются, прозрачность стала неудобной темой. Должен ли разработчик сообщать, была ли какая-либо часть его игры создана искусственным интеллектом? Должен ли магазин маркировать это? В то время как некоторые утверждают, что игрок заслуживает знать, другие считают, что этот вопрос уже устарел. Среди последних — Epic Games или, по крайней мере, ее генеральный директор Тим Суини, который ясно дал понять, что не разделяет тенденцию указывать пальцем на контент, созданный с помощью искусственного интеллекта.
Все это является частью открытой критики в адрес Valve, компании, которая начала требовать от разработчиков раскрывать, включает ли их игры контент, созданный с помощью инструментов генеративного искусственного интеллекта, таких как графические, текстовые или голосовые модели. Steam, ее платформа, даже оставляет за собой право удалять игры, которые не раскрывают эту информацию или используют материалы без четких лицензий. Суини, однако, считает, что такого рода элементы управления не имеют особого смысла. По их мнению, маркировка игр за использование искусственного интеллекта — это мера, обреченная на то, чтобы стать неактуальной, потому что, по их собственным словам, ИИ будет присутствовать практически во всех процессах разработки в будущем.
Заявления генерального директора не сопровождались официальным объявлением со стороны Epic Games Store, его магазина цифровой дистрибуции. То есть пока нет официальной политики, запрещающей использование ярлыков, связанных с искусственным интеллектом, на их платформе. Но убедительность сообщения позволяет предположить, что Epic склоняется к позиции, противоположной позиции Valve. В то время как Steam стремится к большей прослеживаемости, Epic, похоже, более склонна рассматривать ИИ как еще один инструмент в творческом процессе, не требующий видимых пользователю предупреждений или отказов от ответственности.
Эта дискуссия носит не только технический или идеологический, но и глубоко практический характер. За последние два года использование генеративного искусственного интеллекта в видеоиграх выросло в геометрической прогрессии. По некоторым оценкам, до 20% игр, выпущенных в 2025 году, использовали генеративные модели для создания текстур, диалогов, иллюстраций, синтетических голосов или поведенческих систем. Во многих случаях игроки этого не знают. А в других они узнают об этом слишком поздно. Отсюда и стремление к большей прозрачности, не только для защиты авторских прав, но и для сохранения художественной целостности и права общественности знать, как было создано то, что она потребляет.
Тим Суини, однако, выдвигает альтернативную точку зрения. Для него ИИ перестает быть исключением, а становится нормой, и это делает его неактуальным с точки зрения дифференциации. Если все студии используют языковые модели или визуальные генераторы где—то в конвейере, маркировка каждого использования искусственного интеллекта становится — согласно их аргументу — излишним упражнением, ненужной бюрократией. И в этом контексте навешивание ярлыков может даже стигматизировать инструменты, которые во многих случаях выполняют только вспомогательные функции.
Позиция Epic не является нейтральной. Это имеет коммерческие, этические и культурные последствия. В то время, когда часть индустрии отстаивает право знать, какая часть игры была создана людьми, а какая — машиной, решение не сообщать об этом также означает принятие чьих-либо сторон. И хотя то, как Epic Games Store будет решать этот вопрос в своей редакционной политике, еще не подтверждено, все указывает на то, что их подход будет гораздо более снисходительным. Или, по крайней мере, менее прозрачно.
Основной вопрос, конечно, не только технологический. Это связано с тем, что мы подразумеваем под созданием, с ценностью, которую мы придаем человеческому труду, и с правом пользователя знать, как создается его опыт. Если будущее разработки будет гибридным, возможно, нам следует пересмотреть определение того, что означает “созданные с использованием искусственного интеллекта”, и, прежде всего, когда — и почему — эта информация должна быть доступна игроку.