RDNA 5 — это будущая графическая архитектура AMD, преемница RDNA 4. Эта новая архитектура обещает внести серьезные изменения как на уровне дизайна, так и на уровне поддерживаемых технологий, и может стать поворотным моментом, который сделает ее намного ближе к ее прямому конкуренту, NVIDIA.
AMD уже подтвердила некоторые технологии нового поколения, которые она представит в Project Amethyst, и которые будут присутствовать в консоли Sony следующего поколения, PS6. Эти технологии должны быть в целом интегрированы в архитектуру RDNA 5, и поэтому наиболее логичным является то, что они не являются уникальными для указанной консоли.
У нас также есть много информации о RDNA 5 благодаря различным слухам и утечкам, которые появлялись в течение последних нескольких месяцев, хотя не все они имеют одинаковую степень достоверности, на самом деле есть довольно безумные слухи, которые были опровергнуты почти мгновенно.
Эта ситуация побудила меня провести сбор и анализ всей этой информации. В этой статье я собираюсь поделиться с вами всем, что мы знаем о RDNA 5, но ограничусь самой надежной и достоверной информацией, которой мы располагаем на данный момент.
RDNA 5: изменения на уровне архитектуры и узла
Ходят слухи, что AMD изменит конструкцию вычислительного блока, который, как известно многим нашим читателям, является основой видеокарт Radeon. Вычислительный блок, который AMD использовала в RDNA 4 и предыдущих поколениях, имеет 64 шейдера, 4 блока текстурирования, один блок для ускорения трассировки лучей и два блока для ускорения ИИ.
В RDNA 5 вычислительный блок удвоит количество шейдеров, что означает, что у нас будет 128 шейдеров на каждый вычислительный блок. Количество блоков текстурирования и ядер для ускорения искусственного интеллекта и трассировки лучей не должно меняться, но это то, что мы также не можем полностью исключить.
NVIDIA уже внесла это изменение с Ampere, архитектурой, в которой каждая SM превратилась из 64 шейдеров в 128 шейдеров. Если это подтвердится, это будет одно из самых важных изменений, которые мы увидим в архитектуре RDNA 5, потому что это позволит AMD создавать гораздо более мощные видеокарты и снова конкурировать на высшем уровне в этом секторе с NVIDIA.
Мы также ожидаем других изменений на уровне архитектуры и дизайна, которые, несомненно, будут иметь решающее значение и которые значительно улучшат производительность RDNA 5 в области трассировки лучей и искусственного интеллекта. Вот самые интересные из них:
- Переход на 3-нм узел TSMC, который повысит эффективность и позволит повысить тактовую частоту графического процессора.
- Отказ от памяти GDDR6 в пользу GDDR7, что приведет к значительному увеличению пропускной способности.
- Использование ядер четвертого поколения для ускорения трассировки лучей с новым дизайном и с поперечным ускорением для повышения производительности. AMD los denomina «Radiance Cores».
- Внедрение ядер третьего поколения для ускорения искусственного интеллекта, которые станут ключом к будущей экосистеме AMD для искусственного интеллекта, применяемого в играх.
- «Нейронные массивы», новый дизайн на уровне кремния, который позволит использовать вычислительные блоки как единый блок для работы с передовым искусственным интеллектом и глубоким обучением.
- Увеличен максимальный объем графической памяти, который достигнет 32 ГБ на самых мощных видеокартах AMD.
Новые технологии, которые принесет архитектура RDNA 5
Наиболее интересными являются те, которые AMD представила с анонсом FSR Redstone, хотя во время презентации последних достижений Project Amethyst у нас была возможность познакомиться с другими новыми технологиями, которые также будут иметь решающее значение.
Две из этих новых технологий реализованы на аппаратном уровне, и мы уже говорили о них в предыдущем разделе, это «Нейронные массивы» и «Ядра Radiance». Еще одна технология, которая может иметь большое значение, — это универсальное сжатие, которое анализирует данные, к которым имеет доступ графический процессор, и сжимает их часть, чтобы снизить потребление графической памяти и пропускную способность.
В рамках FSR Redstone, совместимость которой может быть ограничена РДНК 4 и РДНК 5, у нас будут следующие четыре технологии:
- Кэш нейронного излучения, который использует модель глубокого обучения для работы с отражениями света в сцене и учится прогнозировать и сохранять непрямое освещение. Это улучшит производительность и качество освещения за счет использования трассировки лучей, а также трассировки траекторий.
- Lightning Generation использует обученную модель искусственного интеллекта для интеллектуального снижения шума в образцах с низкой дискретизацией, прогнозирования и фильтрации шума, возникающего на изображении в режиме реального времени. Это улучшит качество изображения и обеспечит более чистый конечный результат.
- Super Resolution — это технология масштабирования, основанная на модели искусственного интеллекта, которая использует глубокое обучение для масштабирования и восстановления кадров, отображаемых с разрешением ниже целевого. Она станет преемницей FSR 4 и поможет повысить производительность при сохранении хорошего качества изображения.
- Frame Generation, версия технологии, реализованной в FSR 3, которая будет использовать глубокое обучение для генерации более качественных и точных независимых кадров на графическом процессоре, которые будут чередоваться между кадрами, отрисованными традиционным способом. Это позволит улучшить плавность игры, уменьшить количество артефактов и сбоев графики.
Возможные характеристики новых Radeon RX на базе RDNA 5
Последняя информация указывает на то, что AMD готовит четыре графических процессора на базе RDNA 5, обозначенных как Navi 5. Они будут охватывать верхний, верхний, средний и нижний сегменты линейки и будут иметь очень разные конфигурации по сравнению с текущим поколением благодаря этому новому вычислительному блоку с двумя процессорами. 128 шейдеров.
- Топовая версия Navi 5: в ней будет 96 вычислительных блоков, что эквивалентно 12 288 шейдерам, шина от 384 до 512 бит и от 24 до 32 ГБ GDDR7. Ее можно будет использовать в урезанных версиях для создания высокопроизводительных версий.
- Navi 5 среднего класса: будет иметь 40 вычислительных блоков, что эквивалентно 5120 шейдерам, шину от 192 до 384 бит и от 12 до 24 ГБ GDDR7. Ее также можно будет использовать в урезанных версиях для создания моделей среднего и низкого уровня.
- Бюджетный Navi 5 среднего класса: он будет иметь 24 вычислительных блока, что эквивалентно 3072 шейдерам, 128-битную шину и от 8 до 16 ГБ памяти GDDR7. Ее также можно было бы немного урезать, чтобы создавать менее мощные и более экономичные модели.
- Недорогой Navi 5: он будет иметь 12 вычислительных блоков, что эквивалентно 1536 шейдерам, шину от 64 до 128 бит и 8 ГБ графической памяти.
Для сравнения, Radeon RX 7900 XTX, самая мощная графика AMD на потребительском рынке, имеет 6144 шейдера, а Radeon RX 9070 XT, вторая по мощности, имеет 4096 шейдеров.
Модель Navi 5 среднего класса с 5120 шейдерами будет более мощной, чем обе, а версия с 12288 шейдерами должна быть способна конкурировать с GeForce RTX 6090 от NVIDIA.
Когда будет выпущена эта новая архитектура
Презентация AMD, скорее всего, состоится в середине следующего года, а ее запуск — в конце 2026 года, в период с октября по декабрь.
Обратите внимание, что это оценка, основанная на слухах, которые мы видели до сих пор, и что у нее нет официального подтверждения.
Что касается цен на грядущие видеокарты AMD, об этом еще рано говорить. Единственное, что я могу вам с уверенностью сказать, это то, что компания сохранит свою стратегию обеспечения конкурентоспособности в этом отношении.


