20 лет Xbox 360, самой успешной консоли Microsoft

Есть консоли, которые, помимо своего каталога, своей мощности или коммерческого успеха, неизбежно ассоциируются с эпохой. Не только потому, что они определили, как в нее играют, но и потому, что они сопровождали целый жизненный этап для тех, кто их пережил. Xbox 360 относится к этой категории. Для тех из нас, кто дебютировал и наслаждался ею в то время, консоль Microsoft была не просто игровым автоматом, а продолжением зарождающейся цифровой культуры, которая расширялась со скоростью широкополосных подключений. Сегодня, спустя два десятилетия после ее появления, ее след в истории видеоигр остается глубоким.
В 2005 году Microsoft предприняла рискованный, но стратегический шаг. После своего несколько шаткого выхода на рынок с оригинальной Xbox она решила опередить своих конкурентов и выпустить Xbox 360 до того, как Sony и Nintendo выложат свои карты на стол. Он добился этого благодаря новаторскому дизайну, архитектуре, доступной для студий, и четкому плану: возглавить переход к HD и подключенным играм. Это была не просто консоль; это была платформа будущего. Его появление на рынке ознаменовало начало нового поколения не только из-за его мощности, но и потому, что он делал ставку на сервисы, которые тогда казались футуристическими.
Xbox Live, несомненно, был движущей силой этой трансформации. Хотя она уже существовала на первом Xbox, именно с 360 она стала основой этого опыта. Обеспечение бесперебойной онлайн-игры, управление списками друзей, доступ к загружаемому контенту или покупка цифровых игр с консоли были в то время революционными идеями. И не забывая о достижениях: той системе символических вознаграждений, которая для многих изменила способ игры. Microsoft продавала не только компьютер: она продавала сообщество, сеть и экосистему цифровых игр.
С технической точки зрения Xbox 360 также умел балансировать. Его архитектура, основанная на трехъядерном процессоре PowerPC и специальном графическом процессоре ATI, обеспечивала достаточную мощность по стандартам того времени, но, прежде всего, облегчала кроссплатформенную разработку. Многие студии использовали ее в качестве базовой платформы, а затем адаптировали свои игры для других консолей. Это сделало его естественным местом, где можно поиграть в лучшие игры на данный момент, а также принять у себя некоторые из самых влиятельных IP-адресов поколения.
Его каталог игр отражает этот успех. В более коммерческой части выделяются такие игры, как Kinect Adventures! (благодаря включению в комплект поставки), Grand Theft Auto V, Call of Duty: Modern Warfare 3, Halo 3 o The Elder Scrolls V: Skyrim, все они были бестселлерами, которые привлекли миллионы игроков. Но он также был домом для эксклюзивных и рискованных предложений, таких как Gears of War, Forza Horizon, Alan Wake или Lost Odyssey. Разнообразие жанров, появление независимых студий через Xbox Live Arcade и консолидация Xbox Game Studios ознаменовали момент творческого подъема.
Однако не все было блестяще. “Красное кольцо смерти” стало кошмаром для Microsoft и постоянной шуткой для ее конкурентов. Миллионы устройств вышли из строя из-за критических аппаратных сбоев, что вынудило компанию разработать дорогостоящий план ремонта. Счет составил более 1,15 миллиарда долларов. Несмотря на катастрофу, Microsoft смогла быстро отреагировать, предотвратив повсеместную потерю доверия. Иронично, что у такой культовой консоли была одна из самых запоминающихся ошибок в дизайне в истории видеоигр.
Неотъемлемой частью его второй жизни стал Kinect, датчик движения, который Microsoft представила как будущее игр без контроллеров. Хотя его успех был заметен на начальных этапах продаж и привлек более непринужденную аудиторию, отсутствие глубоких игр и ограниченная точность устройства привели к его быстрому падению. Тем не менее, это стало важным коммерческим стимулом, который помог продлить срок службы консоли и изучить другие форматы взаимодействия.
В натуральном выражении Xbox 360 удалось продать более 84 миллионов устройств по всему миру, став самой продаваемой консолью в истории Microsoft. Его влияние было таким, что многие функции, которые мы сегодня считаем само собой разумеющимися, такие как онлайн—профили, кросс-игра или автоматические обновления, родились или стали популярными в этой системе. Даже нынешняя стратегия Xbox Series X/S, основанная на таких сервисах, как Game Pass, явно обязана цифровому подходу 360.
С 22 ноября 2005 года прошло двадцать лет (и один день). За два десятилетия мы стали свидетелями того, как отрасль стала более сложной, амбициозной и во многих случаях более безличной. Xbox 360 был мостом между двумя мирами: более простым, понятным и ориентированным на игрока, и другим, основанным на платформах, подписках и глобальных экосистемах. Может быть, поэтому мы помним ее с такой любовью. Потому что на ней мы не просто играли: мы также открыли для себя другой способ оставаться на связи. И это, по сути, то, что делает ее незабываемой.
Редактор: AndreyEx

